СТАТЬЯ

Пять ведущих фотографов дикой природы рассказывают о своих самых сложных съемках

A seal emerges from the water on its back, one paw raised as if in greeting. Photo by Robert Marc Lehmann.
Роберт Марк Леманн создал это удостоенное награды изображение с помощью цифровой зеркальной камеры, широкоугольного зум-объектива и бокса для подводной съемки. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM) и следующими параметрами: 16 мм, 1/125 сек., f/22 и ISO 250. © Роберт Марк Леманн

Фотографы дикой природы зачастую работают в крайне неблагоприятных условиях, будь то палящий зной, пронизывающий холод или съемка под водой с минимальным обзором. И даже если тщательно подготовиться к съемке, животные могут испугаться или напасть на фотографа, что заставляет быстро реагировать в любой ситуации и максимально эффективно использовать свое оборудование.

В этой статье мы попросили пятерых ведущих фотографов дикой природы рассказать о самых сложных съемках и том, как тогда им удалось получить нужное изображение.

1. Съемки в море — Роберт Марк Леманн

Нет сомнений, что для Роберта Марка Леманна, создателя фотографий и видео о дикой природе, самые сложные съемки обернулись успехом — в итоге в 2015 году ему удалось завоевать награду «Фотограф года» по версии National Geographic Германия.

Съемки проходили на мелководье, где отдыхают длинномордые тюлени, возле Гельголанда, небольшого архипелага на северо-западном побережье Германии. Однако найти тюленей было не так просто. «Единственным вариантом попасть в нужное место было проплыть 2 километра, борясь с сильным течением и большими волнами, — говорит Роберт. — Это холодное море, где практически ничего не видно, а тюлени совсем не привыкли к присутствию людей».

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Однако в тот день, когда он снимал с камерой Canon EOS 5D Mark III и Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM при помощи бокса для подводной съемки, используя сразу две вспышки, все нужные элементы сошлись воедино, что помогло Роберту создать особенную фотографию (фотография в начале статьи).

«Солнце уже заходило за горизонт, и на море стоял штиль, — говорит он. — В 50 метрах он меня спала самка тюленя, и я целых два часа понемногу приближался к ней. Когда я был совсем близко, она как будто помахала в камеру, а солнце в этот момент опустилось на поверхность воды. Я сделал снимок, посмотрел на изображение на экране камеры и подумал: "вот это кадр!"».

Роберт отправил кадр для участия в конкурсе National Geographic Германия. «Через несколько недель со мной связались и сообщили, что я стал фотографом года по версии National Geographic [Германия], — говорит он. — Я испытывал особую гордость от того, что награды было удостоено именно это изображение, которое я создал в родной Германии».

Недавно Роберт стал одним из первых фотографов, кому довелось испытать в деле новый объектив RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM в связке с новой камерой Canon EOS R5. По словам фотографа, стабилизация изображения, эквивалентная 5 ступеням экспозиции, быстрая следящая автофокусировка с распознаванием животных и удобное кольцо управления делают его идеальным инструментом для съемки дикой природы. Практически бесшумная работа и большое фокусное расстояние RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM позволяют эффективно использовать его практически в любых условиях съемки дикой природы. «Думаю, что этот объектив изменит правила игры», — говорит Роберт.

A pack of African wild dogs hunting in the Kalahari Desert. Photo by Marina Cano.
Высокая скорость съемки камеры Canon EOS-1D X Mark III (16 кадров/сек. с полным отслеживанием AF/AE, 20 кадров/сек. с отслеживанием AF/AE в режиме Live View) помогла Марине Кано запечатлеть быстрых гиеновидных собак. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 400mm f/2.8L IS III USM и следующими параметрами: 1/2700 сек., f/8 и ISO 2500. © Марина Кано

2. Съемки, покорившие сердце фотографа — Марина Кано

Амбассадор Canon Марина Кано, удостоенный наград фотограф-натуралист из Испании, которая на протяжении своей 10-летней карьеры специализируется на съемке дикой природы Африки. Для Марины сложность съемок дикой природы определяется тем, какие эмоции они вызывают. По ее словам, самые сложные съемки приключились с ней в пустыне Калахари в Южной Африке, где она работала с камерой Canon EOS-1D X Mark III. Она следовала за сворой гиеновидных собак, также известных как «расписные волки».

«Мы дождались, когда они проснутся после дневного сна и отправятся на вечернюю охоту, — говорит она. — Они не похожи на львов, которые сначала душат свою жертву… Они просто начинают есть ее. Однажды мне пришлось особенно тяжело, хотя казалось, что я готова, ведь жертвой оказалось нечто неожиданное.

«Я увидела, как собаки окружили детеныша орикса, а мать не смогла защитить его, и это было действительно ужасно. Для меня этот момент стал самым трудным в моей карьере фотографа дикой природы».

Марина соглашается с тем, что подобные ситуации являются неотъемлемой частью дикой природы, а вместе с тем и ее съемки. «Нельзя вмешиваться, можно лишь наблюдать, — говорит она. — В моей работе эмоции занимают центральное место; наверное, это потому, что я очень эмоциональный человек. Чтобы фотографировать некоторые из происходящих событий, мне приходится преодолевать свои эмоции».

An underwater shot of a shoal of sardines, with two sharks circling close by. Photo by Nadia Aly.
Надя Али берет на сеансы подводной съемки несколько камер и объективов, чтобы быстро адаптироваться к меняющимся условиям съемки — так ей удалось запечатлеть явление под названием «ход сардин». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM и следующими параметрами: 15 мм, 1/200 сек., f/8 и ISO 200. © Надя Али

3. Отказ от комфорта ради съемки сардин — Надя Али

Каждый год миллионы сардин нерестятся у побережья Южной Африки, и это захватывающее зрелище, в том числе когда за пищей приходят дельфины, киты, акулы и морские птицы. Однако по словам Нади Али, фотографа дикой природы и специалиста по подводной съемке морской фауны, для съемки «хода сардин» требуется выносливость и способность забыть о благах современности.

«Я уже шестой или седьмой год подряд отправляюсь сюда на съемки и провожу здесь не меньше месяца, — говорит Надя. — С утра просыпаешься, а на улице 5 °C. На лодке нет туалета, а на ней проводишь по 8–10 часов каждый день. Негде укрыться в тени, и приходится просто быть на солнце, потому что за сардинами тут же слетаются все обитатели океана».

В качестве основной камеры Надя использует Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM однако она также берет с собой камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM. «У меня подготовлены различные конфигурации, потому что там нет времени на смену объектива», — продолжает она.

«Можно погрузиться под воду и понять, что находишься в точке с обзором на 10 метров. А затем плыть рядом с дельфинами и понимать, что попал в зону, где уже в метре от тебя ничего не видно. Сложно понять и оценить ситуацию, пока не окажешься в ней. Поэтому нужно работать быстро и понимать возможности своей камеры».

A young Samburu girl, Naltwasha, wears a bright robe. She is kneeling and handing some branches to the elephant Shaba. Photo by Georgina Goodwin.
Джорджина Гудвин использовала зум-объектив со стабилизатором, чтобы запечатлеть этот волшебный момент. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM) и следующими параметрами: 24 мм, 1/1600 сек., f/4.5 и ISO 400. © Джорджина Гудвин
Three wild honeybees drink water, their tongues creating not even a ripple in their reflections.

Инго Арндт документирует жизнь медоносных пчел

Узнайте, как фотографии Инго Арндта помогли изучить невиданные ранее модели поведения медоносных пчел.

4. Девочка и слон — Джорджина Гудвин

Джорджина Гудвин, независимый документальный фотограф и бывший амбассадор Canon из Кении, провела самые сложные в карьере съемки в 2017 году, когда она создавала изображение обложки 3D-фильма в виртуальной реальности «Моя Африка» для Международного общества сохранения природы.

«Мне нужно было запечатлеть трогательный момент между девочкой по имени Налтваша из народа Самбуру, которая играет главную роль в фильме, и слоненком Шабой из местного приюта, — говорит Джорджина. — Слонята очень тяжелые и быстрые, их поведение трудно предсказать, а девочка никогда раньше не была так близко к слону и просто остолбенела от испуга».

Джорджина выбрала для съемок камеру Canon EOS 5D Mark III с установленным на нее объективом Canon EF 24-105mm f/1.4 IS USM. «С этой камерой и объективом я знала, что найду лучшую возможность запечатлеть нужный момент, — говорит она. — Съемки проходили на открытой местности; несмотря на тучи на фотографии, было жарко и сухо. Чтобы сосредоточиться на съемке, я двигалась как можно меньше — только так я смогла бы отреагировать в нужный момент».

Слоненка Шабу привели в нужное место, приманив его ветками, и тогда Джорджина начала делать кадры. «В тучах появился просвет, и солнце осветило момент, когда девочка коснулась рукой хобота слоненка, — я знала, что это идеальный момент, — говорит она. — Я пристально следила за ними и продолжала снимать. Когда я опустила камеру, то была счастлива, поскольку знала, что сделала нужный снимок».

A plump capercaillie bird, surrounded by her recently hatched chicks. Photo by Markus Varesvuo.
Снимая с безопасной дистанции, что стало возможным благодаря 600-мм объективу L-серии и экстендеру 1,4x, Маркус Варесвуо смог запечатлеть вылупление птенцов после четырех дней ожидания. Снято на камеру Canon EOS-1D X с объективом Canon EF 600mm f/4L IS II USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 600mm f/4L IS III USM) + экстендером Canon 1.4x III и следующими параметрами: 840 мм, 1/400 сек., f/5.6 и ISO 2500. © Маркус Варесвуо

5. Тест на выносливость — Маркус Варесвуо

Многие могут подумать, что сложнее всего фотографировать полет быстрых птиц, однако Маркус Варесвуо, специалист по съемке птиц из Финляндии, рассказывает о самой сложной в карьере — из-за необходимой выносливости — съемке вылупления птенцов.

Маркус, послужной список которого включает победы в престижных фотоконкурсах и несколько изданных фотокниг, снимал в восточной части Финляндии, у границы с Россией, где устроил «засаду» возле гнезда, в котором самка глухаря высиживала яйца. Он был готов к долгому ожиданию, однако дикая природа зачастую преподносит сюрпризы.

«Где-то через час я посмотрел в камеру и увидел, что птица уже покидает гнездо вместе с птенцами. Я упустил первую возможность», — говорит он. Однако он нашел гнездо другой самки глухаря, установил укрытие и стал подбираться все ближе и ближе.

Маркус работал с камерой Canon EOS-1D X, объективом Canon EF 600mm f/4L IS II USM и экстендером Canon 1.4x III. Таким образом он получил фокусное расстояние 840 мм, что помогло запечатлеть гнездо крупным планом, не спугнув птицу.

Ожидая в укрытии, Маркус спал лишь по 3–5 часов в сутки, однако в итоге был вознагражден, получив изображения только что вылупившихся птенцов. «Я около четырех дней оставался в укрытии, ожидая их вылупления, и это было довольно утомительно, — говорит он. — Но я был очень рад, когда сделал снимки, которые хотел».

Автор David Clark


Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас