СТАТЬЯ
Тим Флак и потрясающие портреты птиц
Фотограф дикой природы рассказывает о приемах, которые использует для создания выразительных кадров, а также о стремлении помочь нам ощутить связь с природой благодаря этому проекту.
СТАТЬЯ
Фотографы дикой природы зачастую работают в крайне неблагоприятных условиях, будь то палящий зной, пронизывающий холод или съемка под водой с минимальным обзором. И даже если тщательно подготовиться к съемке, животные могут испугаться или напасть на фотографа, что заставляет быстро реагировать в любой ситуации и максимально эффективно использовать свое оборудование.
В этой статье мы попросили пятерых ведущих фотографов дикой природы рассказать о самых сложных съемках и том, как тогда им удалось получить нужное изображение.
Нет сомнений, что для Роберта Марка Леманна, создателя фотографий и видео о дикой природе, самые сложные съемки обернулись успехом — в итоге в 2015 году ему удалось завоевать награду «Фотограф года» по версии National Geographic Германия.
Съемки проходили на мелководье, где отдыхают длинномордые тюлени, возле Гельголанда, небольшого архипелага на северо-западном побережье Германии. Однако найти тюленей было не так просто. «Единственным вариантом попасть в нужное место было проплыть 2 километра, борясь с сильным течением и большими волнами, — говорит Роберт. — Это холодное море, где практически ничего не видно, а тюлени совсем не привыкли к присутствию людей».
Однако в тот день, когда он снимал с камерой Canon EOS 5D Mark III и Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM при помощи бокса для подводной съемки, используя сразу две вспышки, все нужные элементы сошлись воедино, что помогло Роберту создать особенную фотографию (фотография в начале статьи).
«Солнце уже заходило за горизонт, и на море стоял штиль, — говорит он. — В 50 метрах он меня спала самка тюленя, и я целых два часа понемногу приближался к ней. Когда я был совсем близко, она как будто помахала в камеру, а солнце в этот момент опустилось на поверхность воды. Я сделал снимок, посмотрел на изображение на экране камеры и подумал: "вот это кадр!"».
Роберт отправил кадр для участия в конкурсе National Geographic Германия. «Через несколько недель со мной связались и сообщили, что я стал фотографом года по версии National Geographic [Германия], — говорит он. — Я испытывал особую гордость от того, что награды было удостоено именно это изображение, которое я создал в родной Германии».
Недавно Роберт стал одним из первых фотографов, кому довелось испытать в деле новый объектив RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM в связке с новой камерой Canon EOS R5. По словам фотографа, стабилизация изображения, эквивалентная 5 ступеням экспозиции, быстрая следящая автофокусировка с распознаванием животных и удобное кольцо управления делают его идеальным инструментом для съемки дикой природы. Практически бесшумная работа и большое фокусное расстояние RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM позволяют эффективно использовать его практически в любых условиях съемки дикой природы. «Думаю, что этот объектив изменит правила игры», — говорит Роберт.
Амбассадор Canon Марина Кано, удостоенный наград фотограф-натуралист из Испании, которая на протяжении своей 10-летней карьеры специализируется на съемке дикой природы Африки. Для Марины сложность съемок дикой природы определяется тем, какие эмоции они вызывают. По ее словам, самые сложные съемки приключились с ней в пустыне Калахари в Южной Африке, где она работала с камерой Canon EOS-1D X Mark III. Она следовала за сворой гиеновидных собак, также известных как «расписные волки».
«Мы дождались, когда они проснутся после дневного сна и отправятся на вечернюю охоту, — говорит она. — Они не похожи на львов, которые сначала душат свою жертву… Они просто начинают есть ее. Однажды мне пришлось особенно тяжело, хотя казалось, что я готова, ведь жертвой оказалось нечто неожиданное.
«Я увидела, как собаки окружили детеныша орикса, а мать не смогла защитить его, и это было действительно ужасно. Для меня этот момент стал самым трудным в моей карьере фотографа дикой природы».
Марина соглашается с тем, что подобные ситуации являются неотъемлемой частью дикой природы, а вместе с тем и ее съемки. «Нельзя вмешиваться, можно лишь наблюдать, — говорит она. — В моей работе эмоции занимают центральное место; наверное, это потому, что я очень эмоциональный человек. Чтобы фотографировать некоторые из происходящих событий, мне приходится преодолевать свои эмоции».
Каждый год миллионы сардин нерестятся у побережья Южной Африки, и это захватывающее зрелище, в том числе когда за пищей приходят дельфины, киты, акулы и морские птицы. Однако по словам Нади Али, фотографа дикой природы и специалиста по подводной съемке морской фауны, для съемки «хода сардин» требуется выносливость и способность забыть о благах современности.
«Я уже шестой или седьмой год подряд отправляюсь сюда на съемки и провожу здесь не меньше месяца, — говорит Надя. — С утра просыпаешься, а на улице 5 °C. На лодке нет туалета, а на ней проводишь по 8–10 часов каждый день. Негде укрыться в тени, и приходится просто быть на солнце, потому что за сардинами тут же слетаются все обитатели океана».
В качестве основной камеры Надя использует Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM однако она также берет с собой камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM. «У меня подготовлены различные конфигурации, потому что там нет времени на смену объектива», — продолжает она.
«Можно погрузиться под воду и понять, что находишься в точке с обзором на 10 метров. А затем плыть рядом с дельфинами и понимать, что попал в зону, где уже в метре от тебя ничего не видно. Сложно понять и оценить ситуацию, пока не окажешься в ней. Поэтому нужно работать быстро и понимать возможности своей камеры».
Джорджина Гудвин, независимый документальный фотограф и бывший амбассадор Canon из Кении, провела самые сложные в карьере съемки в 2017 году, когда она создавала изображение обложки 3D-фильма в виртуальной реальности «Моя Африка» для Международного общества сохранения природы.
«Мне нужно было запечатлеть трогательный момент между девочкой по имени Налтваша из народа Самбуру, которая играет главную роль в фильме, и слоненком Шабой из местного приюта, — говорит Джорджина. — Слонята очень тяжелые и быстрые, их поведение трудно предсказать, а девочка никогда раньше не была так близко к слону и просто остолбенела от испуга».
Джорджина выбрала для съемок камеру Canon EOS 5D Mark III с установленным на нее объективом Canon EF 24-105mm f/1.4 IS USM. «С этой камерой и объективом я знала, что найду лучшую возможность запечатлеть нужный момент, — говорит она. — Съемки проходили на открытой местности; несмотря на тучи на фотографии, было жарко и сухо. Чтобы сосредоточиться на съемке, я двигалась как можно меньше — только так я смогла бы отреагировать в нужный момент».
Слоненка Шабу привели в нужное место, приманив его ветками, и тогда Джорджина начала делать кадры. «В тучах появился просвет, и солнце осветило момент, когда девочка коснулась рукой хобота слоненка, — я знала, что это идеальный момент, — говорит она. — Я пристально следила за ними и продолжала снимать. Когда я опустила камеру, то была счастлива, поскольку знала, что сделала нужный снимок».
Многие могут подумать, что сложнее всего фотографировать полет быстрых птиц, однако Маркус Варесвуо, специалист по съемке птиц из Финляндии, рассказывает о самой сложной в карьере — из-за необходимой выносливости — съемке вылупления птенцов.
Маркус, послужной список которого включает победы в престижных фотоконкурсах и несколько изданных фотокниг, снимал в восточной части Финляндии, у границы с Россией, где устроил «засаду» возле гнезда, в котором самка глухаря высиживала яйца. Он был готов к долгому ожиданию, однако дикая природа зачастую преподносит сюрпризы.
«Где-то через час я посмотрел в камеру и увидел, что птица уже покидает гнездо вместе с птенцами. Я упустил первую возможность», — говорит он. Однако он нашел гнездо другой самки глухаря, установил укрытие и стал подбираться все ближе и ближе.
Маркус работал с камерой Canon EOS-1D X, объективом Canon EF 600mm f/4L IS II USM и экстендером Canon 1.4x III. Таким образом он получил фокусное расстояние 840 мм, что помогло запечатлеть гнездо крупным планом, не спугнув птицу.
Ожидая в укрытии, Маркус спал лишь по 3–5 часов в сутки, однако в итоге был вознагражден, получив изображения только что вылупившихся птенцов. «Я около четырех дней оставался в укрытии, ожидая их вылупления, и это было довольно утомительно, — говорит он. — Но я был очень рад, когда сделал снимки, которые хотел».
Автор
СТАТЬЯ
Фотограф дикой природы рассказывает о приемах, которые использует для создания выразительных кадров, а также о стремлении помочь нам ощутить связь с природой благодаря этому проекту.
СТАТЬЯ
Как проявит себя флагманская камера Canon для динамичных сюжетов, если использовать ее для съемки быстрых птиц в условиях минимального освещения? Фотограф дикой природы Маркус Варесвуо выяснил это для вас.
СТАТЬЯ
Фотографы дикой природы Марина Кано, Владимир Медведев и Радомир Якубовски рассказывают о том, как они зарабатывают на жизнь, фотографируя природу.
СТАТЬЯ
Марина Кано запечатлела любопытных созданий и пугливых представителей редких видов в пустыне Калахари в рамках первой съемки дикой природы на камеру Canon EOS-1D X Mark III.
Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro