СТАТЬЯ
Женщины-фотографы: Фелисити Маккейб рассказывает о борьбе со страхами и создании воспоминаний
«Когда я снимаю людей, я делаю это, будто снимаю натюрморт, — говорит Фелисити Маккейб. — Я снимаю и натюрморты, и портреты, и мне кажется, что эти два стиля фотографии имеют много общего». Снимая в своей студии в Bow Arts в восточной части Лондона и в разных местах по всему миру, она придает эффект натюрморта обычному и необычному вокруг себя и создает яркие графические изображения.
Время, память и вдохновение смертью являются ключевыми темами в работах фотографа. Она получала заказы на съемку в таких организациях, как Музей естественной истории и «Спасем детей». В работах фотографа наблюдается тщательно проработанная композиция и тенденция показывать вещи вне их привычного окружения. «Реальность? Вы видите ее каждый день, — говорит Маккейб. — Меня интересуют вещи, которые несколько отходят от нее».
Раннее влияние
Интерес Маккейб к фотографии проснулся в подростковом возрасте, когда она ходила в клубы. «Недавно я поняла, что в этих клубах очень классное освещение. Много цвета и различных эффектов, тени, неосвещенные места и пятна света. Мне кажется, все это тоже повлияло на мою работу — мне нравится, когда предметы освещены».
Маккейб уже около пяти лет занимается съемкой самостоятельно, а до этого она десять лет училась мастерству у лучших из лучших в фотографии. Ее работы отличаются вниманием к деталям, а уровень исполнения напоминает творчество Надава Кандера, Дэвида Стюарта и Робина Бродбента, у которых она работала ассистентом. «Возможно, я одна из последних ассистенток старой школы, которые занимались этим долгое время».
«Каждую неделю тебе приходится работать в новых условиях и с людьми, которые делают все немного иначе — говорит она. — Я уже знаю, что фотография — это сотрудничество. Необходимо слушать других. Интересно узнавать мнения разных людей — каждый из них может сказать что-то важное. Мне может не нравиться идея в целом, но даже в ней будет что-то, что я могу использовать в пользу своего проекта. Работа ассистентом помогла мне не быть высокомерной. Если ты только усложняешь жизнь другим людям, они к тебе больше не обратятся».
Многие мои работы связаны с памятью — в моем доме полно изображений вещей, время которых прошло.
В поисках своего стиля
По прошествии пяти лет работы с Кандером она решила сделать шаг вперед: «Мне предстояло выяснить, каким будет мой собственный стиль. Я хотела попробовать себя во всем и понять, что мне нравится». Съемка натюрмортов привлекла ее во время работы над различными проектами, в которых она старалась раскрыть темы времени и памяти, начиная с серии «Ось» в 2012 году. «Меня настолько привлекла сама идея временной оси и неподконтрольного никому из нас движения времени, — говорит она. — Это всегда немного меня пугало».
«Пару лет назад кто-то сказал мне "Ты ведь боишься смерти, да?", и я поняла, что так оно и есть. Многие мои работы связаны с памятью и попытками сохранить воспоминания. Все связано с этой темой. В моем доме полно изображений вещей, время которых прошло».
Эта тема отражена в двух сериях фотографа: «Отголоски» и «Останки». В 2016 году ее работами заинтересовались в Музее естественной истории и сделали заказ на съемку серии изображений для их летней выставки «Цвет и зрительный образ».
Годом ранее она работала над съемкой суровых реалий жизни без доступа к воде по заданию организации «Спасем детей» в Сомали и привнесла в проект свой уникальный стиль. Вместо документальной съемки она использовала различные вспышки и несколько камер, включая Canon EOS 5D Mark III, чтобы создать студийный эффект в своей серии диптихов.
«Я таскала все оборудование с собой. Наверное, местные жители думали "Кто эта сумасшедшая?", — говорит она. — Некоторые местные женщины ходили по три дня с детьми на себе, чтобы найти хотя бы немного воды. Мы настолько далеки от того, чтобы понять, как люди могут так жить. Я хотела показать, что подобное происходит в наше время и с такими же людьми, как и мы».
Создавая воспоминания
Маккейб стремится с помощью фотографии удерживать связь со своими воспоминаниями, что, возможно, отчасти объясняется интересным фактом из ее детства. Семейных фотографий периода ее младенчества нет, в результате она не может представить, как начиналась ее жизнь, — она будто сокрыта от нее. «Никаких воспоминаний не осталось, — говорит она. — Как будто бы меня и не существовало. Все, что осталось — это небольшая бирка с моего запястья».
«Серия "Отголоски" посвящена старым вещам, которые имеют эмоциональную ценность. Зачастую они очень банальны. Как мы привязываемся к вещам, к своим мыслям и эмоциям? Я очень боюсь забыть что-то важное для меня. И эти изображения помогают мне помнить».
Это желание закрепить моменты в памяти, сделать их вечными и исключить сомнения также отражено в последнем проекте Маккейб под названием «Архив». Эта серия изображений, созданная в сотрудничестве с агентством Getty Images, раскрывает тему изменчивости памяти. «Когда ты помнишь, ты помнишь лишь отголосок момента, это как факс, — утверждает фотограф. — И каждый раз воспоминание — как фотокопия или испорченный телефон — меняется понемногу и становится чем-то другим. Так что мы полны ошибочных воспоминаний».
«Архив» — это изображения из коллекции агентства Getty Images, в частности, взятые из журнала винтажной британской фотографии Picture Post, которые были представлены в виде отдельных воспоминаний и отголосков памяти об ушедших моментах. «Я откинула всю лишнюю информацию, и оставшееся предстало в виде воссозданной детали в пространстве, — говорит Маккейб. — Изображения оказались больше похожи на графику, они менее фотографичны, чем то, что я создавала раньше. Но в чем смысл делать раз за разом одно и то же?»
Для Маккейб фотография — это акт символизма в его практическом применении: «Я сделала пометку, так что я не забуду этого человека, этот момент или взаимоотношения с кем-либо. Некоторые для этого делают татуировки; у каждого из нас есть свои способы помнить о том, что уже прошло».
«Архив» выставлен с 7 сентября 2017 года в галерее Great Eastern Wall на Грэйт-Истерн-стрит в Лондоне, а также доступен для просмотра онлайн.
Чтобы узнать больше о камере Canon EOS 5D Mark III, перейдите на страницу продукта.
Автор