ПЕЙЗАЖНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Съемка движения с длительной выдержкой: советы от победителя конкурса Redline Challenge

Петр Скрыпец, победитель конкурса Redline Challenge 2021 года с главной темой «Свет в темноте», рассказывает о создании более динамичных пейзажей с добавлением красивых световых полос.
Световые полосы от автомобиля на изгибе моста в вечернее время. Густой туман, похожий на облака, закрывает опоры моста и землю под ним.

Петр Скрыпец работает экскурсоводом, а в свободное время фотографирует световые полосы — он знает, где найти красивые места, и применяет длительную выдержку для создания потрясающих пейзажных фотографий в Словении и за ее пределами. Нет ничего удивительного в том, что он стал победителем первого в истории конкурса Canon Redline Challenge.

Для конкурса была выбрана основная тема «Свет в темноте», призванная помочь фотографам-любителям развить необходимые навыки. Сразу три фотографии Петра попали в шорт-лист, а его атмосферный снимок, на котором изображен окутанный туманом виадук, принес ему главный приз.

Петр выбрал более длительную выдержку, чтобы превратить яркие фары движущихся по мосту машин в световые полосы с необычной геометрией. Длительная выдержка означает съемку с большим значением выдержки — от нескольких секунд до нескольких часов — в результате чего подвижные объекты на фотографии кажутся размытыми. Для этого не требуется специализированная камера или объектив, а результаты определенно порадуют вас. Помимо размытия подвижных объектов длительная выдержка позволяет увеличить количество света, попадающего в камеру, что, в свою очередь, позволяет работать с низким значением ISO и не жертвовать качеством изображения.

В этой статье Петр рассказывает о местах, где создавал другие удачные изображения, и делится советами по созданию подобных кадров со световыми полосами.

1. Не снимайте ночью

Запечатленные в ночное время световые полосы на дороге, которая поднимается по заснеженному лесистому холму в сторону белых зданий с серыми крышами.

Петр говорит, что съемка световых полос — это относительно простой процесс. «Нужна лишь стандартная камера с объективом, штатив и удачная точка для съемки, — говорит он. — Создавать такие изображения довольно легко, а результат даже на ЖК-экране камеры выглядит потрясающе. Иногда эти фотографии даже не нужно редактировать, поскольку они изначально прекрасны». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM) и следующими параметрами: 18 мм, 25 сек., f/11 и ISO 1000. © Петр Скрыпец

Сумерки гораздо лучше подходят для съемки световых полос, чем ночь, поскольку в небе все еще будет достаточно света, чтобы пейзаж выглядел более насыщенным. В полной темноте фотография может казаться слишком абстрактной, поэтому начинайте снимать, когда остатков дневного света хватает, чтобы различить здания, холмы и другие объекты пейзажа. «Нужно поймать эти 20 минут в конце "синего часа", — говорит Петр. — Если выбрать более позднее время, то тени получатся слишком глубокими, а свет будет слишком контрастировать, что не позволит получить сбалансированный снимок».

2. Исследуйте локацию

Световые полосы на дороге в форме сердца; можно увидеть и золотистые, и красные полосы от передних фар и задних фонарей соответственно

Наличие машин абсолютно необходимо, однако будьте готовы к тому, что рулить придется самостоятельно. «На автомагистрали очевидно, что автомобили будут проезжать достаточно часто. Однако в случае с этой дорогой в форме сердца все не так очевидно. Когда я фотографировал ее в 2014 году, то ждал два часа, надеясь, что здесь проедет автомобиль. Поэтому на этот раз я попросил жену проехать здесь». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM) и следующими параметрами: 50 мм, 30 сек., f/8 и ISO 800. © Петр Скрыпец

Возможно, это очевидно, но убедитесь, что дорогу, которую вы выбрали, можно будет разглядеть в выбранное время года. Зимой сцена может казаться многообещающей, однако летом листва деревьев может перекрывать обзор.

«Всегда здорово найти место повыше, откуда будет прекрасно видно дорогу, — предлагает Петр. — Несколько лет назад я вернулся сюда в середине лета. Несмотря на то, что благодаря световым полосам можно увидеть, что дорога имеет форму сердца, ее было трудно разглядеть из-за винограда. С тех пор там все значительно изменилось. Для фотографов появилась смотровая площадка, где можно разместить до 10 штативов. Кроме того, они немного срезали виноград на переднем плане, что позволило видеть дорогу во всей красе».

3. Продумайте композицию

Видимые даже вдалеке световые полосы на извилистой горной дороге при вечернем свете.

При съемке возле дороги в темное время суток необходимо помнить о безопасности. «Наденьте яркий жилет и используйте фонарь, чтобы вас можно было увидеть, — говорит Петр. — Ни одно изображение не стоит риска получить травмы, поэтому разместите штатив так, чтобы оставаться в безопасности, особенно если снимаете с моста или другой высокой наблюдательной точки». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L USM и следующими параметрами: 24 мм, 562 сек., f/9 и ISO 200.

Несмотря на съемку вечером, начинайте готовиться к съемке при дневном свете, чтобы у вас было достаточно времени на выбор композиции. «Для создания качественной фотографии нужно думать о заднем и переднем планах, а также об их наполнении объектами, — советует Петр.

— Также будет здорово, если вы сможете представить себе, как световая полоса направляет зрителя, заставляя его взгляд двигаться от переднего плана к заднему. Лучше всего этот эффект будет выглядеть, если вам удалось найти S-образный участок дороги, который ведет в выбранном пейзаже к яркому объекту, например зданию церкви или к горе».

4. Делайте четкие снимки

Мальчик использует камеру Canon на штативе, фотографируя виноградник со смотровой площадки.

Петр взял своего сына Юрека на съемки, проходившие на ферме Dreisiebner, где рассказал ему о важности работы со статичным штативом. Неопытному фотографу будет трудно запечатлеть объект с рук и избежать размытия, работая с длительной выдержкой. Двухсекундный автоспуск, который выбирает Петр, позволит избежать сотрясения камеры от нажатия на кнопку спуска затвора, однако вместо этого можно применить дистанционный спуск затвора, например беспроводной пульт ДУ Canon RC-6, дистанционный переключатель Canon RS-60E3 или беспроводной пульт ДУ Canon BR-E1, либо воспользоваться приложением Canon Camera Connect.

Чтобы статичные объекты в кадре оставались четкими, необходимо не прикасаться к камере или штативу во время экспонирования. «Я использую для этого двухсекундный автоспуск на камере, — рассказывает Петр. — Я просто проверяю композицию и нажимаю кнопку; через две секунды начинается процесс экспонирования».

Функция автоспуска доступна на беззеркальных и цифровых зеркальных камерах Canon. При съемке на цифровые зеркальные камеры с этой функцией Петр также использует функцию блокировки зеркала. После активации она блокирует зеркало в таком положении, чтобы оно не мешало, и откладывает запуск экспонирования, чтобы избежать наличия вибраций в камере и не жертвовать качеством снимка. «С беззеркальной камерой такой проблемы не возникает, ведь в ней нет системы зеркал», — говорит Петр.

5. Снимайте еще дольше

Запечатленные крупным планом световые полосы на дороге в форме сердца; в кадре также можно увидеть здание с красной черепицей и окружающий его виноградник.

«Для съемки этой дороги в форме сердца нужна выдержка не менее 30 секунд, — говорит Петр. — Это связано с тем, что 30 секунд достаточно, чтобы автомобиль проехал этот отрезок, если, конечно, это не болид Формулы-1». Для съемки световых полос измерьте время, необходимое автомобилю, чтобы проехать нужный участок дороги, и выберите его в качестве длительности выдержки. Затем настраивайте диафрагму и ISO, пока не получите оптимальный уровень яркости. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 88 мм, 30 сек., f/9 и ISO 1000. © Петр Скрыпец

Возможность управления длительностью выдержки будет играть важнейшую роль. Все камеры EOS — от Canon EOS 4000D до Canon EOS 5D Mark IV — позволяют снимать с экспозицией длительностью до 30 секунд. Режим приоритета выдержки (Tv) позволяет установить точное время экспонирования (выдержка); вместе с тем камера автоматически подстроит значение диафрагмы. Затем можно установить ISO в соответствии с выбранной сценой.

Съемка в ручном режиме (M) позволяет управлять диафрагмой для достижения идеального уровня резкости. Для дальнейшей настройки параметров на полнокадровых беззеркальных камерах Canon, таких как EOS RP, доступен режим гибкого приоритета (Fv). По сути, это полностью автоматический режим, который позволяет управлять выдержкой, диафрагмой и/или ISO в любой момент съемки.

Для экспозиции длительностью более 30 секунд необходимо использовать режим ручной выдержки. На некоторых камерах EOS опция «B» доступна на диске установки режима, но на других необходимо выбрать ручной режим и прокрутить до 30-секундного значения выдержки.

6. Настройте экспозицию

Конечно, для фиксации световых полос на снимке необходимо выбрать относительно длительную выдержку, однако точное значение будет различаться. Петр объясняет: «Все будет зависеть от типа дороги и плотности потока автомобилей. Обычно на шоссе 30-секундная экспозиция — это даже слишком, поскольку там полно автомобилей и световых полос. Однако бывают и менее популярные дороги, где для съемки потребуется очень длительная выдержка.

Я всегда стараюсь использовать диафрагму f/8 или f/11. Обычно не рекомендуется работать с более открытой диафрагмой, чем f/8, поскольку некоторые участки кадра могут получиться менее резкими. Если нужно повысить значение ISO до уровня около ISO 800, это нормально. Если на изображении будет немного заметен шум, это можно исправить на стадии редактирования. На новых камерах, таких как Canon EOS R5, которую я выиграл в конкурсе, ISO 800 — это самый низ диапазона, и при таких значениях на изображениях совсем не видно шума». На EOS R5 доступен диапазон чувствительности ISO от 100 до 51 200, и ISO 800 — это относительно низкий уровень чувствительности, который обеспечивает превосходное качество изображения при слабом освещении.

7. Выберите правильное оборудование

Световые полосы на двухполосной проезжей части в ночное время — красные в одном направлении, светло-золотистые в другом — проходят сквозь зимние деревья в долине покрытой снегом череды гор.

Распространенная проблема — это неоднородность световых полос, которая возникает из-за остановки автомобилей или того, что они не доехали до нужного участка дороги. «Это можно исправить, используя более длительную выдержку, — говорит Петр. — Если 30 секунд недостаточно, переключитесь в режим ручной выдержки и используйте дистанционный спуск затвора, чтобы удерживать его открытым в течение нужного периода времени». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM и следующими параметрами: 100 мм, 30 сек., f/10 и ISO 100. © Петр Скрыпец

Для создания качественных фотографий со световыми полосами не требуется профессиональный объектив L-серии. Компактный и легкий объектив, например Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM или RF 35mm F1.8 Macro IS STM, будет удобнее носить с собой, однако он также позволит создавать четкие изображения с высокой детализацией.

«Обычно для изображений высокой четкости применяется относительно закрытая диафрагма, поэтому объектив с высокой светосилой, например f/1.8 или f/2.8, вам не потребуется, — говорит Петр. — Я всегда использую зум-объективы, так как они дают больше возможностей для выбора композиции, однако выбор объектива не так важен, как другие аспекты, например работа со штативом и наличие на дороге машин. Вам просто нужна высокая четкость».

На этом статья подходит к завершению. Съемка световых полос — это отличный способ научиться работе с экспозицией и использованию фотографии как средства запечатлеть объект, недоступный для восприятия человеческим глазом. Для такой съемки вам даже не потребуется сверхдорогое фотооборудование, однако результаты могут получиться более чем впечатляющими — Петр знает об этом как никто другой.

Посетите наш портал Redline Challenge, чтобы увидеть работы, попавшие в шорт-лист, а также получить другие советы и рекомендации от профессионалов.

Автор: Маркус Хокинс

Вам также могут быть интересны...

  • Беззеркальные камеры

    EOS R6

    Что и как бы вы ни снимали, EOS R6 позволит вам раскрыть свой творческий потенциал по-новому.
  • Объективы RF

    RF 24-105mm F4-7.1 IS STM

    Идеальный объектив для повседневной съемки на полнокадровые зеркальные камеры. RF 24-105mm F4-7.1 IS STM — это простой в использовании, легкий и компактный объектив, который поможет вам вывести свою фотографию на новый уровень.
  • Объективы RF

    RF 35mm F1.8 MACRO IS STM

    Светосильный макрообъектив 35 мм с диафрагмой f/1.8, широкоугольной перспективой, малой дистанцией фокусировки и гибридным режимом стабилизации Hybrid IS.
  • Цифровые зеркальные фотокамеры

    EOS 5D Mark IV

    При любых условиях съемки вы можете положиться на надежную конструкцию и универсальные возможности этой камеры.
  • Объективы для цифровых зеркальных камер

    EF 24-105mm f/4L IS II USM

    По достоинству оцененный любителями универсальных решений, этот объектив обеспечивает потрясающее качество и улучшенную стабилизацию изображения.
  • Широкоугольные зум-объективы L-серии

    EF 16-35mm f/2.8L III USM

    Обновленная версия этого полюбившегося многим фотографам классического широкоугольного зум-объектива обеспечивает потрясающую резкость во всем диапазоне зумирования.

Похожие статьи

  • ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СВЕТОМ

    Светографика

    Создавайте потрясающие фотографии с помощью разных источников света и длительной выдержки.

  • ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ

    Управление экспозицией

    Осваиваем настройки диафрагмы, выдержки и ISO.

  • ЭКСПОЗИЦИЯ ФОТОГРАФИЙ

    Съемка с длительной выдержкой

    Узнайте, как использовать длительную выдержку, чтобы запечатлеть плавное движение воды или световые полосы.

  • ФОТОСЪЕМКА ДИНАМИЧНЫХ СЮЖЕТОВ

    Фотосъемка динамичных сцен

    Узнайте, как снимать динамичные сюжеты и придавать изображениям ощущение движения.