ФОТОСЪЕМКА СПОРТА
Экшн-фотография: советы от профессионала
Узнайте больше о фотосъемке динамичных видов спорта — ознакомьтесь с советами от мастера по съемке маунтинбайкеров.
ФОТОСЪЕМКА СПОРТА
За свою 40-летнюю карьеру Дэйв Роджерс, фотограф агентства Getty, сделал несколько легендарных снимков в истории регби. С 1987 года он работает на всех Кубках мира по регби, и в этом году на турнире в Японии он каждый день будет фотографировать игроков сборной Англии. Здесь вы найдете 10 советов и техничекских приемов Дэйва по созданию качественных фотографий любых событий в мире спорта.
Дэйв заинтересовался фотографией в 1970-е, будучи подростком, когда следил за матчами английской футбольной команды «Вулверхэмптон Уондерерс». Он вспоминает, что его в равной степени интересовали как сами матчи, так и происходящее за пределами поля, особенно фотографы, работающие на стадионе.
Карьера Дэйва началась с местной газеты, а затем благодаря навыкам съемки, упорству и толике удачи, как говорит сам фотограф, ему удалось завоевать место в зале славы спортивных фотографов. Он запечатлел столкновение Джоны Лому, игрока сборной Новой Зеландии, с англичанином Майком Кэттом во время противостояния команд на Кубке мира по регби 1995 года; Нельсона Манделу, когда в том же 1995 году он вручал трофей Франсуа Пиенаару, капитану сборной ЮАР по регби, объединяя Южную Африку после длительного апартеида; драматичный гол Джонни Уилкинсона в дополнительное время, который позволил Англии выиграть Кубок мира по регби 2003 года, а также многие другие памятные моменты.
Самое запоминающееся изображение Дэйва было сделано на Кубке мира по регби 2003 года. На снимке капитан сборной Англии Мартин Джонсон возвышается над фотографом, держа в своих руках трофей, полученный за победу в турнире. Фотография передает его ликующий крик, который будто звучит в унисон с криками команды и фанатов, празднующих победу. В огромных руках спортсмена трофей выглядит маленьким, и от него отражается свет прожекторов, освещающих арену.
Когда мы встретились с Дэйвом, он уже начинал подготовку к Кубку мира по регби 2019 года, который пройдет в Японии; во время турнира Дейв будет фотографировать сборную Англии. Дэйв всегда тщательно продумывает маршрут и подготавливает фотооборудование, которое может понадобиться во время съемки. Перед началом работы нобходимо также получить лицензию на использование устройства для дистанционного спуска затвора на территории стадиона. Он рассказал нам, что помимо трех профессиональных камер, объективов, штативов и моноподов он также планирует взять с собой оборудование для съемки под дождем, чтобы справиться с задачей в условиях японского сезона дождей.
Более того, он уже планирует, какие именно фотографии сделать. Среди тысяч фотографий, которые он собирается сделать во время турнира, больше всего он стремится сделать лишь одну: «Моя мечта — запечатлеть, как игроки сборной Англии вновь поднимают над головой кубок Уэбба Эллиса, то есть Кубок мира!»
В этой статье фотограф делится своими советами по созданию качественных снимков на любых спортивных событиях.
«Главное — это понять суть спорта, с которым вы работаете, — говорит Дэйв. — Изучите правила игры, чтобы понимать, чего пытаются добиться игроки». Без этого вы не сможете предугадывать следующие действия игрока.
В каждом виде спорта все по-разному. По словам Дэйва, футбол динамичнее в сравнении с регби, и процесс фотосъемки также становится динамичнее. Но с другой стороны, на поле для регби находится больше людей, которые могут заблокировать обзор, в футболе сделать четкий кадр проще, поскольку на нем находится меньше игроков.
Когда Дэйв начал работать фотографом, он попал на курсы по подготовке журналистов в Британском национальном совете, хотя у него даже не было камеры. Ему пришлось купить то, что он мог себе позволить на тот момент — это была старая пленочная 35-мм камера. Если вы только начинаете фотографировать, он рекомендует выбирать оборудование в соответствии с тремя основными критериями — простотой использования, надежностью и соотношению цены и качества. «Просто купите лучшее из того, что можете себе позволить», — говорит фотограф; остерегайтесь ложной экономии.
Если полный комплект цифровой зеркальной камеры — это слишком дорого, попробуйте приобрести компактную или полупрофессиональную камеру, которая позволит вам выполнять спортивную фотосъемку. Canon PowerShot SX70 HS, лучшая из полупрофессиональных камер Canon, обладает 65-кратным оптическим зумом, точной и быстрой автофокусировкой (с режимом непрерывной автофокусировки), а также частотой съемки 10 кадров/сек. — все это поможет вам запечатлеть происходящее на поле.
Однако если вы хотите использовать преимущества объективов Canon для эффективной съемки на спортивных событиях, попробуйте приобрести цифровую зеркальную камеру, например Canon EOS 80D.
«Стандартным объективом для фотосъемки спорта является Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM; есть и новая, более легкая его версия, Canon EF 400mm f/2.8L IS III USM; я также часто использую Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM — все эти объективы обеспечивают отличный результат. Они надежны и выдерживают серьезные механические воздействия. Когда вы фотографируете спорт, зачастую вы резко поворачиваете камеру, а кроме того, вам приходится часто бегать — только надежный объектив выдержит в таких условиях съемки».
Если вы только начинаете фотографировать, вам лучше подойдет 70–200 мм. Мало кто, кроме специалистов, использует 400-мм объектив».
Для достижения практически аналогичных результатов вы также можете рассмотреть более бюджетные варианты — Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS II USM или Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS STM. Оба объектива располагают знаменитой технологией стабилизации изображения (IS) от Canon, которая устраняет эффект размытия, возникающий из-за сотрясения камеры. При дрожании рук элемент внутри объектива будет двигаться в противоположную сторону для компенсации движения. Это означает, что даже при съемке с рук, а не со штатива, ваши фотографии будут потрясающе четкими.
«Установите короткую выдержку и широкую диафрагму, поскольку фон может быть слишком пестрым, например из-за рекламных объявлений, и отвлекать зрителя. Помните — чем шире диафрагма, тем меньше будет глубина резкости. Просто оставьте фон размытым и попробуйте использовать объектив, установив на нем максимально доступное фокусное расстояние. Выберите одно из минимальных значений ISO, чтобы использовать высокую скорость затвора с открытой диафрагмой».
Одним из приемов, который Дэйв использует для устранения ненужного фона, является выбор позиции — он занимает место на верхних рядах трибун и смотрит на происходящее на поле сверху вниз. «Если вы можете сделать кадр, смотря на происходящее сверху, вы получите чистый зеленый фон».
Дэйв считает, что лучшие условия съемки — это светлая облачность, поскольку, по словам фотографа, в такую погоду свет более равномерно рассеивается по всему полю, и фотографу не требуется слишком часто менять параметры экспозиции. Но если вам приходится работать в солнечный день, когда существует яркий контраст между освещенными и находящимися в тени участками кадра, Дэйв рекомендует расположиться в месте, куда светит солнце, и фотографировать область поля, находящуюся в тени. Так вы получите достойные снимки с нужным количеством света. «Если вы будете сидеть в тени и фотографировать то, что происходит прямо под солнцем, вам будет тяжело сделать хороший кадр. Зачастую на фотографиях вы будете видеть лишь силуэт игрока на ярком фоне. Поэтому всегда располагайтесь на солнечной стороне. Это также обеспечит более приятные цвета».
Проще всего менять свое местоположение на спортивных мероприятиях, где зрители могут свободно вставать и перемещаться по месту проведения события — там вы можете выбирать место до тех пор, пока не найдете идеальную позицию. На мероприятиях со входом по билетам иногда можно выбрать, где вы хотите сесть. Узнайте место и время проведения события, а затем на основании информации определите, какие места будут находиться на солнечной стороне в это время. Вы даже можете загрузить специальное приложение, определяющее положение солнца для выбранной локации.
Иногда съемка силуэтов является далеко не самым плохим решением. Для этого уменьшите значение ISO, установите более длительную выдержку и прикройте диафрагму (выберите более высокое f-число). «Вам потребуется светлый фон, — советует Дэйв. — Для такого эффекта нужна недодержка всего кадра. Съемка силуэтов может возыметь нужный эффект, если ей не злоупотреблять. В противном случае такие фотографии вскоре перестанут привлекать внимание зрителей».
После того как вы сделали ряд хороших фотографий, приходит время творчества. Некоторые начинающие любители фотосъемки спорта предпочитают эффект «остановки времени», но Дэйв рекомендует попробовать съемку с размытием для передачи динамики происходящего. Для достижения такого эффекта установите выдержку 1/15 секунды. Фотограф отмечает: «Чрезмерное размытие приведет к тому, что зрителю не будет понятно, что делает спортсмен. В любом случае вам нужно обеспечить максимальную четкость лица человека в кадре».
В частности, в видах спорта, где движения можно предсказать, например скачки, бег или автоспорт, следование за объектом (перемещение камеры таким образом, чтобы движущийся объект оставался в кадре) обеспечит его четкость наряду с размытием фона, что создаст ощущение скорости.
Для создания более выразительных кадров Дэйв рекомендует съемку с низкого угла. «Если вы присядете или ляжете, когда игрок будет прыгать в вашу сторону, на кадре это будет выглядеть, будто он завис в воздухе».
Именно этой тактики Дэйв придерживался, когда в 2003 году сделал знаменитое изображение капитана сборной Англии по регби Мартина Джонсона, держащего в руках Кубок мира. Расположившись ниже, чем Мартин, он смог запечатлеть рослого и сильного игрока во всей красе.
«Я беру с собой две камеры, иногда даже три — на всякий случай. Если идет дождь, я использую снаряжение для защиты от влаги. Многие фотографы предпочитают жесткие чехлы, но я просто беру с собой рюкзак. В нем лежат объективы Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM и Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM, две камеры и два небольших зум-объектива. Кроме того, у меня всегда с собой три или четыре запасных аккумулятора; это особенно актуально в холодную погоду, когда аккумуляторы разряжаются быстрее. Возьмите средства защиты от влаги и крышки для объективов — это очень помогает. Если у вас их нет, оберните оборудование в полиэтиленовый пакет. Это сэкономит вам много денег на возможный ремонт».
Дэйв использует флагманскую камеру Canon EOS-1D X Mark II, но корпус и более бюджетной Canon EOS 80D выполнен из магниевого сплава и обеспечивает пыле- и водостойкость камеры, что делает ее надежным выбором в любых условиях. Она также оснащена мощной 45-точечной системой автофокусировки и поддерживает серийную съемку с частотой до 7 кадров в секунду с функцией отслеживания объекта — все это позволяет успешно использовать ее в частности и для съемки динамичных видов спорта.
В среднем за один матч по регби Дэйв делает около 2000 снимков, чтобы после финальной выборки у него было хотя бы несколько достойных вариантов, поэтому не волнуйтесь, если ваши первые кадры получаются совсем не такими, как вы задумывали. «Главной проблемой являются люди, встающие перед вами или проходящие перед камерой и тем самым закрывающие обзор», — говорит он. Дэйв удаляет очень много таких изображений, но продолжает снимать в ожидании моментов, ради которых иногда нужно набраться терпения. «Я удаляю довольно много изображений, но на цифровых камерах вы сразу же видите результат на экране на задней панели.
Когда смотрите на экран и видите тот самый кадр, который хотели получить, то понимаете, что результат оправдал потраченные силы». Терпение, креативность и правильный выбор оборудования (мы рекомендуем цифровую зеркальную камеру Canon EOS 80D с объективом Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS II USM или Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS STM либо полупрофессиональную камеру Canon PowerShot SX70 HS) позволят и вам создавать потрясающие фотографии на спортивных мероприятиях!
Автор: Мэтью Боуэн
Мастерская творчества — это ваш основной источник интересных полезных материалов: интервью и советов по фотографии и покупке оборудования; здесь вы сможете найти лучшую камеру или принтер и претворить в жизнь свои творческие замыслы.
Вернуться ко всем советам и техническим приемамФОТОСЪЕМКА СПОРТА
Узнайте больше о фотосъемке динамичных видов спорта — ознакомьтесь с советами от мастера по съемке маунтинбайкеров.
Динамическая фотосъемка
Фотограф экстремальных видов спорта Рихард Вальх рассказывает о том, что мотивирует его создавать захватывающие снимки горнолыжного спорта и сноубординга.
ДВИЖЕНИЕ
Амбассадор Canon рассказывает о том, как полностью передать всю динамику городских видов спорта и создать кадры, захватывающие дух.